Главная
Выставки
Тексты
Ссылки
Контакты
eng
новости:
20.07.2023
Аукционный дом Егоровых, Аукцион 106, Живопись-Графика
25.04.2023
Аукционный дом Егоровых, Аукцион №100 - Живопись и графика
архив...
художники:

22.12.2008   Выставка графических искусств "ХудГраф" с 17 по 21 апреля 2009 г. МГВЗ Новый Манеж.

 www.expo-manege.ru

 www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1147128

 Пресс-релиз для ХудГраф.
 Галерея «Лаврушин»

На стенде галереи  в основном представлено искусство первой половины ХХ века.  Это время отличалось большим разнообразием течений и  направлений в изобразительном искусстве. Среди  выставленных   работ находятся вещи   иллюстрирующие  генезис  преемственности   русской художественной традиции на фоне  громких, революционных  потрясений  первых  десятилетий Эпохи Великих Перемен.
При всей своей камерности, рисунок не менее, чем живопись способен отражать особенности  времени и его стиль. Предощущение грядущей трагедии  наступившего века  уже заметно  проявляется в творчестве  ряда  художников того времени. Одним из примеров такого восприятия является  знаменитая  серия  «баб» Ф. Малявина. Выраженная социальность в подборе типажей,  аппеляция к народности, как  к вечной и живительной основе  всего сущего  кажутся попыткой  отыскать  нечто неизменное  в  вихре  назревающих  катаклизмов  грядущей  эпохи. При  всём  лаконизме  возможностей  выражения   графических  техник,  экспрессия, динамизм и почти футуристическая  интенсивность  штриха, преобразуется  в дикий и языческий ритм  «половецких плясок».
Работы представленные на выставке относятся к произведениям альбомной графики и происходят из собрания известного московского букиниста Алексея Миронова, лично дружившего со многими знаменитыми художниками и издателями начала ХХ века..
  Г. Шубина принадлежит  поколению  авторов , чей творческий путь начинался  в начале  1920-х.  Закончив  Ленинградскую Академию Художеств ( учителя: Кругликова Е.C., Митрохин Д.И., Шиллинговский  П.А., Конашевич  В.Н., Петров-Водкин К.С. ) Г. Шубина  переезжает  в  Москву( 1922), где начинает  активно работать  разными  графическими  техниками (тушь, гуашь, акварель,  карандаш ).  Именно  период   1920-40-х гг являлся  в  творчестве  этой  художницы  наиболее  ярким  и интересным, т.к.. далее Шубина становится  более  известна, как  автор плакатной и  агитационной  графики. В  отличии  от   немногочисленной  живописи  Шубиной  стилистически близкой   московскому«ОСТу» или ленинградскому  «Кругу художников», её  графика  представляет  собой  сложный,  самоценный и  избыточно-населённый  мир. В  нём  причудливо  переплетены  воедино  модернистские  стилизации  Сomedia del Arte ,«Мира Искусства»  и  новые типы  грубой и  разномастной  фактуры  площадных  сборищ. С  одинаковым  интересом  на  бумагу  переносятся  впечатления  от  только  просмотренных  модных  кинолент ( портрет  немецкого  актёра   Конрада Вейта ) и  дикого  быта  советских  коммунальных  кухонь(  серия «Коммуналки  Петербурга», «После работы», «После уборки» ). Акварели, гуаши  и  разнообразные  рисунки  на  альбомных  страничках  окутаны  аурой  оптимизма,  духовного  подъёма  и  задора  от  небывалой  свободы   творчества  и  расцвета   искусств  первого  революционного  десятилетия.
  Творческое  наследие  С. Лодыгина  мало  знакомо  широкому  зрителю.  Своей  судьбой Лодыгин  тесно  связан  с  трагическими  событиями  переломной  эпохи.  Происходя   из  древнего  дворянского рода, получив  хорошее образование ( СПб Институт Гражданских Инженеров ) и  имея  выраженный  интерес  к  художественному  творчеству ,  Лодыгин  не  смог принять  революцию  во  всей  её  образной, трагической  мощи.  Пик   его  творческой  известности  приходится  на  1910-е  годы,  когда  он  удачно  сотрудничал  с рядом  известных  изданий ( «Столица и Усадьба», «Солнце России», «Сатирикон», «Аргус», «Художественная  Открытка» ).  Типологически, по своему  характеру  творчество  С. Лодыгина  следует  отнести  к  театрально-иллюстративному,  а также  оформительскому   искусству. В советское  время  работал, как  иллюстратор  в  Саратове,  Ростове-на-Дону и  Москве. В  Саратове( 1920-е)  имел  свою  студию  графики и работал,  как  театральный  художник.( Театр интермедий Сорина, Театр-кабаре «Не рыдай» ) параллельно  участвуя  в  оформлении  демонстраций  и  праздничных  шествий. В экспозиции  галереи  представлены  работы  Сергея  Лодыгина  созданные  им  в  период 1920-х, во  времена  НЭПа.. Оригинальные  вещи  этого  автора  не   публикуются  и  не встречаются  на  выставках,  являя  собой  пример  редкого  коллекционного  интереса.
  Отображением  изменений  происшедших  в  советском  искусстве  после  1932 года,  после  запрета  всех  художественно-литературных  группировок  и  появления  нового  утверждённого  государством   института  в  лице  Союза  художников СССР,  является  возникновение  официального  изобразительного  стиля . Примером  этого  стиля  предстают  «сделанные»,  статичные  композиции   С. Шляхтина и А. Девяткина ( 1940-1950-е гг ). Выбранный  пример  художественного  метода  отображения  реальности со всей его  замершей  структурностью,  отсутствием  динамизма  в построении  композиции  несомненно  относит  его  к  неоклассической  статуарности  сталинского  «Большого стиля».  На  этом  фоне  несколько  странными  и  необычными  кажутся  лёгкие  и  воздушные  акварели  Ивана  Малышева. Тяжеловесные  объекты  коммунистической  Великой  Стройки  не соотносятся  с  мягкой  импрессионистической   манерой  живописи  и  поэтичностью  трактовки  представляемых   авторов  образов. Эстетика  и  стиль  этого  художника  мировозренчески  больше  сближает  его  с  художниками  «Мира Искусства» или  «Голубой  Розы», нежели  с  представителями  социально-ангажированного  официального  искусства.
  Расцвет  творчества   Олега  Филатчева  пришёлся  на  период  70-80-х  годов  ХХ века.  Это  было  время  главенства  так  называемого  «нового  реализма»  или  «сурового  стиля», синтезировавшего  опыт  и  накопления  предыдущих  времён,  но  имеющего  перед  собой   другую  культурную   проблематику. Хотя  имя  Филатчева  известно, как  имя  художника-монументалиста,  он  не чурался  работы  в  разных  областях  графического  искусства  На  стенде  галереи  представлены  великолепные  портреты  рыбаков  из  серии  «Север»( 1961-64 гг ).  Эти  портреты  выполнены  в  технике  тушь на бумаге,  но  поражают  зрителя  своей  почти  скульптурной  выразительной  мощью.  Образный   и  стилистический   язык,  выбранный  художником  для  этих  портретов ,  напоминает  работы  другого  замечательного  русского  художника -  Бориса  Григорьева ( серия работ  «Рыбаки Бретани», 1920 е г.)  жившего  заграницей  и  не  выставлявшегося  в СССР. Это  были  очень  разные  по  времени,  творческой  и  человеческой  судьбе  люди, но  несомненно,  что  обоих  их  объединяет  общее  животворное  древо  русской  культурно-художественной   традиции.

Виталий Лаврушин

 

1 из 4
Галина Шубина. «Изгнание», 1932 год
 
открыть галерею ...открыть галерею ...открыть галерею ...

на "Худграф" приглашает Татьяна Маркина

Практически любая графика выглядит благородно. Карандашный рисунок, акварель, пастель, печатная и книжная графика — все эти жанры подразумевают камерность сюжета, небольшой формат, строгий отбор изобразительных средств. К тому же графика располагает художника работать сериями, а галеристов — объединять ее в тематические или монографические проекты. Поэтому можно пообещать, что стенды ярмарки графических искусств, которая пройдет в "Новом Манеже", будут радовать глаз.

Специальный проект "Худграфа-2009" "Шедевры советской графики" будет посвящен прославленным художникам этого периода. Некоторые из них — Петр Кончаловский, Надежда Удальцова, Георгий Нисский — знамениты благодаря своим живописным полотнам, рисунки и акварели этих художников при всей их прелести обычно были рабочим, подсобным материалом. В сущности, эскизами и набросками являются большинство листов Филиппа Малявина, тем не менее графика этого художника обладает совсем иным характером, чем его живописные краснощекие бабы. Рисунки острые, но не гротесковые, а графические портреты вообще удавались Малявину гораздо лучше живописных обобщенных типов. Графика была главным видом искусства для Максимилиана Волошина и Владимира Фаворского. Первый — художник-символист и поэт, автор подписанных строками собственных стихов пейзажей Киммерии, переливающихся тончайшими оттенками акварели. Второй — философ-мистик, создатель "теории графики" и "теории книги", работавший только в традиционной черно-белой гамме, сравнивавший искусство книги с архитектурой и рассуждавший о "духовном смысле буквенной формы".

В истории графики XX века затерявшихся имен еще больше, чем в живописи. Галерея "Лаврушин" покажет работы Галины Шубиной (ученицы Кузьмы Петрова-Водкина), Веры Яснопольской (ученицы Артура Фонвизина). На стенде галереи можно будет увидеть графическую серию, созданную в 1915-1916 годах для издательства "Художественная открытка" Сергеем Лодыгиным.

Галерея "Веллум" представляет творчество двух художников акварели — Александры Коноваловой, работавшей в начале ХХ века, в годы рождения символизма, и Ильи Табенкина, который в 1970-х годах писал метафизические натюрморты со странными гипсовыми фигурками.

Большой раздел ярмарки посвящен книжной графике для детей. Илья Кабаков и Виктор Пивоваров, основатели московского концептуализма, иллюстрировали множество детских книг и журналов, которые теперь стали библиографической редкостью. Еще более редки оригиналы рисунков. Галерея "Неоклассика" покажет оригиналы иллюстраций, созданных в 1990-х годах для детской газеты "Жили-были". Это работы графиков Виктора Дувидова, Мая Митурича, Бориса Диодорова.

Молодые художники-графики тоже будут представлены на ярмарке. Они обычно не ограничиваются традиционными техниками уникальной или тиражной графики; в их произведениях то вовсе нет бумаги, то нет ничего, кроме бумаги. Как, например, в проекте "Большой бумажный ДаДа" Сергея Воробьева, в который входят картины и объекты из бумажной массы.

Есть на ярмарке и зарубежный гость, это южнокорейская художница Пюрюме Хонг. Она использует традиционные материалы китайской графики — рисовую бумагу, тушь и кисть — для создания современных по духу работ.

Ярмарка пройдет в четвертый раз, в ней принимают участие 40 галерей и частных коллекций. Хронологические рамки — от начала XX века до начала XXI. Почти любое из выставленных произведений можно купить.

Выставочный зал "Новый Манеж", 17-21 апреля

 

 
1 из 4
"Худграф" доказал, что только художник, хорошо владеющий рисунком, сможет крепко стоять на ногах на арт-рынке
Фото: Василий Шапошников/Коммерсантъ
 
открыть галерею ...открыть галерею ...открыть галерею ...

Ярмарка графика

В Москве состоялась 4-я ярмарка графических искусств, объединившая 40 участников с произведениями графики с начала XX до начала XXI века. ТАТЬЯНЕ Ъ-МАРКИНОЙ больше понравился антикварный раздел "Худграфа".

Ярмарка графических искусств "Худграф" проходит в Москве с 2006 года, за это время она подросла почти вдвое — с 25 галерей до 40. На сегодняшний день большая часть участников — это галереи современного искусства и представляющие себя сами современные художники-графики; их произведения занимали всю левую часть выставочного зала "Новый Манеж" и половину правой. Галерей, показывающих старую (примерно с 1910-х до 1970-х годов) графику, хватило только на половину правой части. Но это была, без сомнения, лучшая половина.

Графика (карандаш, тушь, пастель, акварель) — это техника, требующая от художника не только профессионализма, но и какой-то внутренней интеллигентности в обращении с материалом. Понятно, что подобное заявление выглядит ретроградством и снобизмом. И все же современное искусство в графических техниках заметно проигрывает старому. Пастелью работать вообще никто нынче, по-видимому, не умеет, и те оттенки, которые можно увидеть даже в сравнительно поздних, 1970-х годов, метафизических натюрмортах Ильи Табенкина (выставлены галереей "Веллум", около $4 тыс. за лист), не увидеть больше нигде.

Нельзя сказать, чтобы вообще никто из молодых художников не владел классическими графическими техниками; однако даже те, кто ими владеет, не знают, куда это умение девать. На стенде художницы Ольги Лисенковой — акварель в теоретически удачном сочетании с коллажем (от €150 за лист). У Сергея Белова — гиперреалистические картины, нарисованные карандашом; значительность им придает не только станковый размер, но и глубокомысленные названия: портрет кактуса — это "Архитектура", портрет алоэ — "Верх". И все это выглядит нестерпимо скучно. Это явно беда не только российских художников. Пюрюме Хонг из Южной Кореи (галереи Les Oreades — Mimesis) пишет размером со стену псевдопейзажи традиционными размывками черной туши (от $3 тыс. до $16 тыс.), а в свободное время обучает этому мастерству европейских домохозяек.

Легко сказать, что то, что нарисовали больше полувека назад Петр Кончаловский и Георгий Нисский, гораздо лучше. Художники-то прославленные. Но даже их графика, даже явно вспомогательные рисунки говорят, что прославлены эти художники не зря. Под вывеской "Частное собрание" показана целая коллекция рисунков (карандаш и пастель, $2-3 тыс. за лист) Георгия Нисского, учившегося у Роберта Фалька, сложившегося под влиянием ОСТа и ставшего потом лауреатом Госпремии СССР. Здесь же маленькая акварель члена "Бубнового валета" Александра Куприна, демонстрирующая прелести "лирического сезаннизма" ($4 тыс.). Это двусмысленный комплимент, но акварели Александры Коноваловой, ученицы Михаила Врубеля (галерея "Веллум"), ничуть не уступают акварельным работам учителя, вплоть до того, что некоторые работы можно и перепутать ($10 тыс. за лист). Галина Шубина, учившаяся у Кузьмы Петрова-Водкина, более или менее известна как плакатист, но выставленные в галерее "Лаврушин" ее рисуночки тушью в стиле Серебряного века — настоящее открытие. Как и показанная там же графика Сергея Ладыгина, отчасти напоминающая манеру Обри Бердсли.
 

 


←  Назад
© 2008 - 2024