Главная
Выставки
Тексты
Ссылки
Контакты
eng
новости:
20.07.2023
Аукционный дом Егоровых, Аукцион 106, Живопись-Графика
25.04.2023
Аукционный дом Егоровых, Аукцион №100 - Живопись и графика
архив...
художники:
Аладжалов Семен
(1902-1987)

 В 1924 г. Семен Аладжалов попадает на историческую родину. Первые уроки живописи он берет у великого Мартироса Сарьяна, тоже выходца из Рос-това-на Дону. Семен Аладжалов запомнил наставление Сарьяна: «Обучайся тому, чему учат, а делай, придерживаясь своего темперамента». Судьба благоволит ктем, кто умеет пользоваться ее дарами. Сарьян, а потом Якулов становятся его старшими друзьями, учителями и наставниками. Он вырастает в художника, неотделимого оттеатра, учится, но не становится подражателем великих, а, проявляя свой темперамент, обретает мастерство и свой путь в искусстве. Работает в театре Сундукяна, потом, по приезде в Москву, в театре Вахтангова, Камерном театре, в цирке и на эстраде.

Сарьян считал его своим сыном, а Якулов - воспреемни-ком. И сложилось так, что мастерская Якулова в Москве стала мастерской и квартирой, в которой Семен Иванович прожил долгие годы.

В самом начале пути театрального художника Семен Иванович Аладжалов оформляет 23 спектакля к постановкам А. Бурджаляна и Л. Калантара. Он был первым и единственным декоратором в 1 -м Гостеатре Армении (Театр им. Г. Сундукяна в Ереване), потому что «...тогда ни в самой Эривани, ни близко вокруг Эривани, нельзя было сыскать ни одного художника театра, а живописцы не проявляли особого интереса к декорационному творчеству». Это слова самого художника.

В результате он стал художником-постановщиком, умело сочетающим режиссерское видение спектакля с его художественным воплощением. И вся работа проходила в атмосфере синтеза культур и в первую очередь во взаимосвязи армянской и русской театральных традиций. В годы учения во Вхутемасе (1927-1931 гг.) Семен Аладжалов тесно общается и сотрудничает с известным режиссером тех лет Рубеном Симоновым, с Всеволодом Мейерхольдом и Александром Таировым.

Страстный, влюбленный в жизнь, он создал целую галерею -где-то свыше семидесяти - портретов, выполненных маслом, акварелью, сангиной, углем. Среди них - портреты Рубена Симонова, Георгия Якулова, Вардана Аджемя-на, чьи яркие постановки во время «Сундукяновских сезонов» запом-нилаМосква-60-х; небольшой портрет Сурена Кочаряна, молодого, с лукавой улыбкой, и изысканный, будто проступающий сквозьтолщу времени, напоминающий фреску портрет Сарьяна. Это все те люди, с которыми тесно общался художник, возрождая культуру древнего, имеющего 2000-летнюю историю армянского театра.

Эскизы костюмов к театральным постановкам хранят неповторимый запах театральных кулис. Замечателен эскиз к образу Багда-сар-ахпара (портрет исполнителя этой роли - Грачия Нерсисяна - в пьесе Акопа Пароняна). Начиная с 1926 г и до наших дней пьеса шла почти без изменений, но с неизменным успехом.

Эскизы к танцам, сделанные для эстрады, словно наполнены какой-то скрытой «кинетической энергией», экспрессией густого, светоносного цвета.

Семен Аладжалов обладал обаянием таланта, обаянием личности. Он мог темпераментно, с любовью и особым, пропущенным через сердце знанием говорить о Наполеоне, о родном Ростове-на-Дону, о Бунине. Был всегда элегантен, с бабочкой на воротничке. Огненный взгляд и улыбка. Добрая. Светлая.
За свою творческую жизнь Семен Аладжалов оформил более ста выставок интерьеров, поставил спектакли во многих городах страны: Москва, Ереван, Владимир, Ленинакан, Душанбе, Брест и т. д., были постановки и за рубежом - в Софии (Болгария). Сейчас по понятным причинам декорации и эскизы к этим постановкам недоступны.

Само явление этих работ -словно пробуждение богатыря от волшебного сна. Должно быть, мера нашей любви преодолела долготу времени. Это обнадеживает. У этих сокровищ было две хранительницы: старшая - Елена Дмитриевна, вдова Аладжалова, и ее крестница Майя Джабнидзе. Низкий им поклон.

Литература была, вероятно, вторым призванием С. Аладжалова. Последние 20 лет художник много работал над очерками, а в 70-е годы Семен Аладжалов написал уникальную монографию о выдающемся художнике Георгии Яку-лове. Для тех, кто прочтет монографию, станет понятно, что новаторское мышление художников 20-х годов включало в себя нетолько теорию супрематизма и «Черный квадрат» Малевича, но и теорию света и «Разноцветное солнце» Якулова. Автор достаточно подробно описывает те последние два года жизни Якулова (1926-1928 гг.), которые прожил бок о бок с ним, в творческих исканиях, в ученичестве, в дружеских отношениях. Общая композиция книги - это все та же вертикаль, столь возлюбленная самим Якуловым. Звон золотых монист, шевеление осени, ода восходящей радости и реквием торжественный и щемящий, как русский романс.


Мариам Чайлахян, искусствовед

( представлено с сокращениями по материалам:http://noev-kovcheg.1gb.ru/article.asp?n=56&a=28)

Аладжалов С. И. на "Совкоме" -

 http://sovcom.ru/index.php?category=painters&painterstype=painter&painter=1730

В галерее имеется значительная коллекция графических работ этого автора.

arrow Георгий Якулов

Георгий Якулов
Просмотр полного изображения

Аладжалов С.
Георгий Якулов


 

Автограф Семена Аладжалова
Издательство: Ереван
1971г.
319стр.
Переплет: Твердый
Формат: Обычный

Суперобложка. /АЛАДЖАЛОВ Семен Иванович 1902 - 1987 Художник театра; художник кино; графика; плакат. Родился в Баку. 1927-1931 Учеба в Москве в Вхутеине у Г. Федорова, Н. Шифрина. 1924 Начало работы для театра, оформление спектаклей в Армянском драматическом театре, в Армянском театре оперы и балета и в Русском драматическом театре в Ереване, в Армянском театре в Москве и других. 1941-1945 Исполнил серию плакатов-лубков на военную тему, некоторые совместно с братом Степаном Аладжаловым. 1940-е-1960-е Автор проектов оформления интерьеров общественных зданий. 1962 Заслуженный деятель искусств Армянской ССР - автор монографии «Якулов», Ереван, 1971; - ряда статей о работе художника театра. /ЯКУЛОВ, Георгий Богданович (1884–1928), русский художник, представитель русского авангарда первой половины 20 в. Окончательно решил стать художником в 1901, два месяца занимался в мастерской К.Ф.Юона, позже поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1903 был отправлен на Кавказ, а затем на поля сражений русско-японской войны. Раненный под Харбином, вернулся в Москву, где с 1905 начал самостоятельную художественную жизнь. Показывал свои произведения на выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства», был близок к кругу «Голубой розы». Авангардные поиски Якулова были естественным продолжением его модерна, ритмика которого становилась все беспокойней, а формы и краски – все динамичней и ярче, выражая не отдельные сцены и символы, а общую пеструю круговерть современного города. Естественным шагом из картины в трехмерную реальность явились оформительские работы художника в московских артистических кафе – таких, как «Питтореск» и «Стойло Пегаса» (1919). Якулов украсил их своими футуристическими композициями, к тому же именно в этой среде окончательно сложилась его теория «разноцветных солнц», призванная максимально активизировать не только чисто декоративную, но и самоценную драматическую роль цвета, действующего как бы изнутри образа. Возникшая еще в 1912, теория эта, возможно, оказала свое влияние на беспредметный симультанизм Р.Делоне и С.Делоне-Терк во Франции. Другим руслом превращения живописи в дизайн была якуловская сценография. Его работы для театра (Принцесса Брамбилла по Э.Т.А.Гофману, 1920, Жирофле-Жирофля Ш.Лекока, 1922, и другие спектакли Камерного театра; Риенци Р.Вагнера в Театре Совета рабочих депутатов, 1923; Стальной скок С.С.Прокофьева в парижской антрепризе С.П.Дягилева, 1927) органично соединили традицию «живописного театра», экстравагантного картинного зрелища, с новым ощущением универсально-конструктивных, как бы «миростроительных» возможностей сцены. В 1920-е годы Якулов все чаще связывал свои планы и замыслы с родным Кавказом, исполнив, в частности, проект памятника 26 бакинским комиссарам для Баку (1923, совместно с В.А.Щуко), где причудливо развил идеи Башни III Интернационала В.Е.Татлина.

 

 

© 2008 - 2024