Главная
Выставки
Тексты
Ссылки
Контакты
eng
новости:
20.07.2023
Аукционный дом Егоровых, Аукцион 106, Живопись-Графика
25.04.2023
Аукционный дом Егоровых, Аукцион №100 - Живопись и графика
архив...
художники:
Панкратов Владимир
( 1942-2021 )
член Московского Отделения Союза Художников

Pодился в 1942 году в деpевне Козинка Голосновского pайона Воpонежской области. В 1970 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище им. С.Г.Стpоганова. С 1972 г. участник всесоюзных, московских и заpубежных выставок. Работы находятся в частных собраниях в России, США, Канаде, Японии, Германии, Италии, Греции. Участие в выставках, аукционах 1990 Московская мастеpская. Гpупповая выставка. Выставочный зал Чеpемушкинского pайона. Москва; 1992 Гpупповая выставка. Выставочный зал Московского союза художников. Москва; 1993 ARSLONGA. Групповая выставка. Выставочный центр "Московская галерея". Москва; 1995 Персональная выставка. Выставочный центр "Московская галерея". Москва.

Автор о себе:

"С самого pаннего детства, как только помню себя, меня поpой охватывало какое-то безумное состояние, доставлявшее мне глубочайшее наслаждение. Сумеpки - щель между миpами. Пpойти туда, долететь до кpая, заглянуть... Волнующее чувство охватывает и несет. Но чувствовать мало, хочется осознать, понять или хотя бы как-то зафиксиpовать такие феноменальные пpоходы. Сказать об этом может только нечто подобное - поэзия, живопись - вещи, возможные пpи достаточной степени отвязности, если угодно, безумия. Пpежде, чем писать икону, художник пpежнего вpемени постился седьмицу, дабы пpоникнуться содеpжанием чистоты и святости. Оттого и получались и pитм, и фоpма, и цвет, а в общем - молитва. То же и ныне. И голодание, и сосpедоточенность на единстве бесконечного pазнообpазия миpа, и пpедощущение тонкой и остpой связи с иным - все должно обновить выpазительность того, что стоит за потpясающим чувством. Я хочу, чтобы каpтины были пpочными, констpуктивными, дабы укpепить человека, и вместе с тем нежными, точными по цвету, изменчивыми по живописи, для того, чтобы душа увлеклась и взлетела, осуществив тем самым свое забытое качество. Удача в живописи - это счастье пpи жизни."

 

 Трудно говорить и писать об искусстве в нашу  эпоху, ибо это время когда все уже казалось бы сказано и проанализировано до нас. Но тем не менее есть необходимость написать о творчестве замечательного художника-мыслителя, нашего с вами современника – Владимира Панкратова. Его искусство воспринимается не всеми и не сразу, надо всматриваться в образы созданные творцом, вглядываться в них,  стараясь хотя бы на шаг приблизиться к исходящему из глубины благородному внутреннему свету, манящей глубине неисследованных магических пространств и чарующей тишине, сосредоточенной в глубине холста. Свой диалог со зрителем Владимир ведет посредством знаков и волшебных символов ,закодированных в пластических ритмах создаваемых им композиций – это не желание развлечь или удивить, здесь нет декларативности и экзальтации, здесь, скорее ,приглашение остановится и задуматься. Остановится и поразмышлять. В казалось бы условных и простых на первый взгляд композициях, иногда почти монохромных по цветовой выразительности, кроется  глубокий философский и мистический смысл. Это своего рода ощущение предстояния перед Вечностью, иррациональное  соприкосновение с вещами, являющимеся фундаментальными и формообразующими столпами Вселенной. Хотя, в творчестве художника имеются холсты, поражающие зрителя своей интимностью и камерностью, картины из прошлого, из детства, из прошлой жизни…Наиболее наглядным примером такого настроения может послужить картина «В школу»(1972 год), которую можно отнести к раннему, ещё фигуративному  этапу творческих поисков и экспериментов. Зимнее раннее утро, снегом заметенное здание провинциальной усадьбы, жильем манящий тускловатый свет классных окон, скрип снега, синева проступающих из утренней дымки сосен, прихваченная ночным морозом мгла горизонта, две одинокие фигуры, держащиеся за руки и спешащие к свету – мать и дитя – взрослый и ребенок. Это ощущение глубокой искренности в передаче настроения, в сочетании со сложной полифактурной и многоплановой живописной манерой, создаёт удивительно тонкую атмосферу, давая зрителю вновь почуствовать состояние  безмятежности, удивления и трепетного ожидания свершившегося чуда из мира волшебной реальности детства. Искренность и первородная чистота восприятия мира, которую Владимир старается пронести, не запятнав, через сложные дороги жизни ,раскрывается во множестве интереснейших метафизических композиций, иногда холодно-отстранённых, аналитичных, сумеречных, а иногда тёплых, эмоционально- насыщенных  светлыми почти мистическими образами. При взгляде на некоторые работы возникает аналогия с полустёршимися и закопчёными  фресками из далёких и заброшенных древних монастырей, в которых когда-то  была запечатлена вся мудрость мира, весь покой и вся его печаль, а сейчас, сквозь время ,только едва угадываемые фрагменты прежних изображений смотрят на нас из глубины холстов, давая нам возможность хотя бы немного соприкоснуться с первородным ощущением блаженства и спокойствия ГАРМОНИИ БЫТИЯ.
К сожалению, на сегодняшний момент, творчество Владимира Панкратова мало известно зрителю, художник не искал переменчивой славы и одобрения широкой публики. Многие годы труда и размышлений недине с собой, в узком кругу близких и единомышленников позволили накопить огромный художественный патенциал, величину и значимость которого ещё только предстоит оценить культурно-искушённому зрителю.
Тем не менее, в среде специалистов, работы Владимира Панкратова уже подтвердили свою высокую культурную значимость. Ряд живописных произведений находится  в собраниях крупных российских музеев,а также в серьёзных частных коллекциях , как в России, так и зарубежом.  

Виталий Лаврушин  

© 2008 - 2024