Главная
Выставки
Тексты
Ссылки
Контакты
eng
новости:
20.07.2023
Аукционный дом Егоровых, Аукцион 106, Живопись-Графика
25.04.2023
Аукционный дом Егоровых, Аукцион №100 - Живопись и графика
архив...
художники:
Баганц Федор
(1834-1873)

Фёдор Фёдорович Баганц (нем. Friedrich Heinrich Bagantz; 17 января 1834, Санкт-Петербург — 21 февраля 1873, Санкт-Петербург) — художник—маринист, профессор Морского кадетского корпуса, единственный из русских художников совершивший кругосветное плавание, и удостоенный за свои акварели звания художник 1-го класса. Родился в Санкт-Петербурге 17 января 1834 года, в семье часового мастера, Фридриха Готтарда Баганца, приписанного к цеху часовых мастеров города Митавы, и приехавшему в Петербург при императоре Александре I. В 1846 году Баганц поступает в знаменитое Главное немецкое училище св. Петра и заканчивает его в 1850 году. Затем в этом же году он поступает в Императорскую Академию Художеств на класс исторической живописи профессора А. Т. Маркова. Представив в 1858 году на студенческую выставку свой пейзаж, он получает серебряную медаль 2-го достоинства «За успехи и в поощрение». Через два года на соискание Большой серебряной медали и звания художника он выставляет сразу три пейзажа и по решению Совета Академии от 16 ноября 1860 года удостаивается звания «свободного художника». Это даёт возможность Баганцу выйти из цехового общества Митавы, куда он был приписан по рождению. После окончания АХ в 1860 Баганц плодотворно работает над городскими пейзажами в Адмиралтейской и Литейной частях города, выполняя частный заказ графа С. А. Апраксина. Всего сохранилось и издано 28 городских пейзажей в основном Литейной части города. Собрание этих пейзажей в настоящее время хранится в СПб Академии Художеств. Дальнейшая судьба Баганца оказалась тесно связанной с морем. По ходатайству художника Главного морского штаба А. П. Боголюбова, в мае 1862 года Баганц получил место учителя рисования при Морском кадетском корпусе и назначение на военный корабль для плавания с кадетами по Балтийскому морю «для приобучения их черчению с натуры корабля и всего касающегося моря». В 1864—1865 годах художник, приобретший навыки рисования видов лоций и морских документов, принял участие в длительном плавании на Дальний Восток, совершенном на военном транспорте «Гиляк». Перезимовав в Николаевске-на-Амуре, Баганц вернулся в Петербург осенью 1867 года, проделав сухопутное путешествие через всю Россию. За поднесённый императору Александру II альбом из 80 листов акварелей, выполненных во время экспедиции, Ф. Ф. Баганц был награждён званием художника 1-й степени и бриллиантовым перстнем с рубином. Впрочем, это стало одним из последних приятных событий в его жизни. В 1869 году он теряет горячо любимую жену, умершую в родах. Желая отвлечься от своего горя, Баганц отправился в новое морское путешествие, ставшее для него роковым: в сентябре 1871 года его доставили в Морской госпиталь города Николаевск-на-Амуре со страшным диагнозом: «паралич и слабоумие с редкими прояснениями сознания». Отцу после долгих хлопот, и проволочек удалось доставить больного сына в Петербург, где он вскоре умер — в 1873 году. Творческое наследие Его работы, привезенные из путешествий, точны и детальны, они подробно отражают жизнь народов Огненной земли (Аргентина), островов Океании, племен гольдов и гиляков, живших по берегам реки Амур. До сих пор эти работы сохраняют значение как источник для изучения истории освоения Татарского пролива и реки Амур. Рисунки Ф. Баганца хранятся в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее (19 акварелей), Библиотеке Академии наук (57 акварелей), музее истории Санкт-Петербурга (30 видов Санкт-Петербурга), РГИА (альбом путевых зарисовок), 20 рисунков и другие наброски - в архивах наследников. Около 100 рисунков, переданных Ф.Ф. Баганцем в Морское министерство, еще не найдены. Акварели из Петербургского альбома В 2005 году в издательстве Крига вышел альбом из 28 акварелей Ф. Баганца - "Петербург, неузнаваемый в акварелях Ф. Ф. Баганца" - составитель А.М. Павелкина. Оригинальный альбом находится в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Он составлен из 28 листов размером 23,4 × 33,1 см. Рисунки наклеены на листы большего размера в солидном кожаном переплете. На белых полях чьей-то рукой (почерк художника известен) проставлены даты и сделаны надписи. Четверть из них посвящена изображениям Адмиралтейских частей столицы, остальные же — Литейной части. На большинстве листов из этого альбома отчетливо виден уверенный беглый карандашный штрих. Альбом дополняют три ярко-раскрашенные литографии середины XIX века и 11 старинных фотографий с видами Петербурга. Время их создания относится к 1860–1862 годам, то есть к периоду между окончанием Ф. Баганцем Академии художеств и назначением его на должность художника в кругосветную экспедицию. На всех рисунках сделаны рукописные пояснительные надписи и даты, без которых определение большинства улиц было бы невозможно. По поводу этих пояснений, а также обстоятельств появления альбома и его принадлежности возникало немало вопросов, часть из которых не разрешена и по сию пору. Несомненно, запечатлеть в акварелях процесс интенсивного строительства в Петербурге было увлекательным занятием для художника. По мнению составителя альбома А.М. Павелкиной, заказчиком этих рисунков мог быть граф С.А. Апраксин. Именно его рукой были сделаны надписи на акварелях. Видимо, сами акварели носили для него сентиментальный характер и призваны были напоминать о тех или иных событиях из его жизни. Например, на одном рисунке присутствует надпись «Дом матушки, на Итальянской № 18». Как удалось выяснить составителю альбома А. М. Павелкиной, именно в этом доме с 1843 по 1848 год воспитывался молодой граф С. А. Апраксин (1830-1893), чья мать, графиня М. А. Апраксина, с 1850 года владела этим домом на Малой Итальянской.
© 2008 - 2024