ВИТИНГ НИКОЛАЙ ИОСИФОВИЧ (1910 – 1991)
Русский советский живописец, график, мастер иллюстрации.
Путь Витинга в искусство начался в 1928 году с посещения курсов при обществе «Цех живописцев» в Москве (преподаватель К.Ф.Морозов). С 1938 года Витинг – ученик С.В.Герасимова в Московском художественном институте. Однако наиболее сильно
на творческое самосознание молодого художника повлиял организатор «Цеха живописцев», автор манифеста «Цветодинамос и тектонический примитивизм» А.В.Шевченко.
Витинг – участник выставок с 1930 года.
Активно сотрудничал с издательствами («Детгиз», «Молодая гвардия» и др.). В своём творчестве был занят прежде всего поиском и разработкой актуальных тем, вырабатывая адекватный для выражения духа времени живописный язык.
Первые уроки рисунка будущий художник получил от своих родителей - людей творческих и неплохо разбиравшихся в искусстве. Затем, в конце 1920-х начале 1930-х годов занимался на курсах при Доме художественного воспитания в Москве и курсах при художественном объединении «Цех живописцев». В 1934 году поступил в Московский художественный институт (в будущем имени Сурикова) в мастерскую С.Герасимова. На формирование творческого сознания художника оказали выставки немецкого экспрессионизма. В работах предпочитает сдержанность красок, почти монохромность, что не лишает произведений экспрессивности. «Паника», 1926, одно из первых произведений художника, создано под влиянием фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Экспрессионизму, в некоторой степени, Витинг остался верен в течении всей жизни. Художник дружил с Савицким и считал его одним из немногих истинных знатоков изобразительного искусства, сильного духом, способным «перевернуть мир». Также художник много работал в области станковой и книжной графики, активно сотрудничал с рядом центральных издательств. Бурные эксперименты в искусстве ХХ века несомненно повлияли на выработку собственного образно-пластического языка художника.Но поиски новых принципов формы и композиции не отразились на избранной палитре автора, сформированной еще в ранние годы обучения и являющейся важным стилеобразующим фактором в искусстве Н.Витинга.
В галерее имеются разнообразные оригинальные и графические работы этого автора.
Витинг Н. И. на "Совкоме" - http://sovcom.ru/index.php?category=painters&painterstype=painter&painter=2132
Библиография:
1. Ройтенберг О. Неужели кто-то вспомнил, что мы были… Из истории художественной жизни. 1925 – 1935. Москва. 2004. С. 450 – 455
2. Вольценбург О.Э. и др. Биобиблиографический словарь. Т. 2. Санкт-Петербург. 2002. С. 288
3. Бабаназарова М., Хакимов А. (авт. статей). Авангард ХХ века. Из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан. Альбом-каталог. Ташкент. 2003. С. 45
4. Ковтун Е.Ф., Бабаназарова М.М., Газиева Э.Д. (авт. статей). Авангард, остановленный на бегу. Альбом. Ленинград. 1989. Илл. 361 – 362
5. Газиева Э.Д. (автор вст. статьи) и др. Советское искусство 1920 – 1930-х годов из собрания Государственного музея искусств Каракалпакской АССР имени И.В. Савицкого, Нукус. Каталог выставки. Ленинград. 1991. С. 16 – 17
6.Соловьёв В.Д. (автор-составитель). Русские художники ХVIII – XX веков. Справочник. Днепропетровск. Пороги. 1996
7. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л.(составители). Золотой век художественных объединений
в России и СССР. Справочник. Санкт-Петербург. Издательство Чернышева. 1992
8. Халаминский Ю. (автор вст. статьи). Вторая Всесоюзная выставка эстампа. Каталог. Киев – Москва. 1962
9. Matthew Cullerne Bown. A Dictionary of Twentieth Century Russian And Soviet Painters. 1900s – 1980s. Izomar Limited. London. 1998
10. Галушкина А.С., Смирнов И.А., Сперанская Е.А. (науч. ред.) и др. Выставки советского изобразительного искусства. 1933 – 1940 гг. Справочник. Т.2. Москва. Советский художник. 1967
11. Галушкина А.С., Смирнов И.А. (науч. ред.) и др. Выставки советского изобразительного искусства. 1941 – 1947 гг. Справочник. Т.3. Москва. Советский художник. 1973
С. В. Х. им. М. Б. Грекова - http://www.grekovstudio.ru/artists/old/98/